1 февраля 2025
Новая книга
Издана очередная книга в серии "История педагогики".. Образовательные системы, которые вошли в сокровищницу мировой педагогики. Их авторы – Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Э. Белл и Дж. Ланкастер, И.Ф. Гербарт, С. Френе, М. Монтессори, Р. Штайнер. Для студентов и педагогов учреждений высшего и среднего профессионального образования и не только.
Хуторской, А.В. Европейская педагогика : учебно-методическое пособие / А.В. Хуторской. — Москва : Издательство «Эйдос», 2025. — 119 с. — (Серия «История педагогики»).
АННОТАЦИЯ
Представлены европейские образовательные системы, которые вошли в сокровищницу мировой педагогики. Их авторы – Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Э. Белл и Дж. Ланкастер, И.Ф. Гербарт, С. Френе, М. Монтессори, Р. Штайнер. Практикум позволяет воспроизводить и осваивать эти системы в современной практике.
Для студентов и педагогов учреждений высшего и среднего профессионального образования. Рекомендовано к изданию Ученым советом Института образования человека (Москва).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. ПАМПЕДИЯ Я.А. КОМЕНСКОГО
«Исправление дел человеческих»
Учить всех, всему, всесторонне
Всё из собственных корней
Принципы «Великой дидактики»
Девять правил искусства обучения наукам
Семь школ жизни
Учебник Я. А. Коменского
Практикум
Литература и видео
ГЛАВА 2. ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Ж.-Ж. РУССО
Ребенок — дар природы
Педагогические принципы Руссо
Обучение должно соответствовать развитию
Природа диктует учителю содержание обучения
Обучение для жизни
Методы естественного обучения
От ощущений к открытию идей
«Покажите ночью вашему воспитаннику облака…»
Осознанное «невежество» лучше преподавания готовых знаний
Критика идей, выдвинутых Руссо
Практикум
Литература и видео
ГЛАВА 3. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И. Г. ПЕСТАЛОЦЦИ
Как Гертруда учит детей
Концепция элементарного образования
Песталоцци предлагал создать азбуку умений
Методика элементарного обучения
Применяемые приемы и упражнения
Практикум
Литература и видео
ГЛАВА 4. БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ВЗАИМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Самая экономная система образования
Методика взаимного обучения
Преимущества и недостатки системы
Белл-ланкастерская система в России
Практикум
Литература и видео
ГЛАВА 5. ПЕДАГОГИКА УМА ГЕРБАРТА
«Сидеть тихо и выполнять распоряжения учителей»
Психологические основы обучения
Четыре ступени обучения
Типы интересов в обучении
Типология школ
Практикум
Литература и видео
ГЛАВА 6. ПЕДАГОГИКА САМООРГАНИЗАЦИИ СЕЛЕСТЕНА ФРЕНЕ
Инварианты Френе
Вместо учебников свободные тексты
Организация занятий
Естественный метод обучения языку
Ученики — авторы учебника
Практикум
Литература и видео
ГЛАВА 7. СИСТЕМА МОНТЕССОРИ
Образовательная среда
Основные принципы системы Монтессори
Методика занятий
Упражнения из системы Монтессори
19 заповедей Марии Монтессори для родителей
Критика системы Монтессори
Практикум
Литература и видео
ГЛАВА 8. ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА ШТАЙНЕРА
Антропософия и ее педагогика
Специфика вальдорфской педагогики
Особенности вальдорфской системы обучения
Методика изучения предметов
Практикум
Литература и видео
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОБ АВТОРЕ
Для студентов и педагогов учреждений высшего и среднего профессионального образования. Рекомендовано к изданию Ученым советом Института образования человека (Москва).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. ПАМПЕДИЯ Я.А. КОМЕНСКОГО
«Исправление дел человеческих»
Учить всех, всему, всесторонне
Всё из собственных корней
Принципы «Великой дидактики»
Девять правил искусства обучения наукам
Семь школ жизни
Учебник Я. А. Коменского
Практикум
Литература и видео
ГЛАВА 2. ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Ж.-Ж. РУССО
Ребенок — дар природы
Педагогические принципы Руссо
Обучение должно соответствовать развитию
Природа диктует учителю содержание обучения
Обучение для жизни
Методы естественного обучения
От ощущений к открытию идей
«Покажите ночью вашему воспитаннику облака…»
Осознанное «невежество» лучше преподавания готовых знаний
Критика идей, выдвинутых Руссо
Практикум
Литература и видео
ГЛАВА 3. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И. Г. ПЕСТАЛОЦЦИ
Как Гертруда учит детей
Концепция элементарного образования
Песталоцци предлагал создать азбуку умений
Методика элементарного обучения
Применяемые приемы и упражнения
Практикум
Литература и видео
ГЛАВА 4. БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ВЗАИМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Самая экономная система образования
Методика взаимного обучения
Преимущества и недостатки системы
Белл-ланкастерская система в России
Практикум
Литература и видео
ГЛАВА 5. ПЕДАГОГИКА УМА ГЕРБАРТА
«Сидеть тихо и выполнять распоряжения учителей»
Психологические основы обучения
Четыре ступени обучения
Типы интересов в обучении
Типология школ
Практикум
Литература и видео
ГЛАВА 6. ПЕДАГОГИКА САМООРГАНИЗАЦИИ СЕЛЕСТЕНА ФРЕНЕ
Инварианты Френе
Вместо учебников свободные тексты
Организация занятий
Естественный метод обучения языку
Ученики — авторы учебника
Практикум
Литература и видео
ГЛАВА 7. СИСТЕМА МОНТЕССОРИ
Образовательная среда
Основные принципы системы Монтессори
Методика занятий
Упражнения из системы Монтессори
19 заповедей Марии Монтессори для родителей
Критика системы Монтессори
Практикум
Литература и видео
ГЛАВА 8. ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА ШТАЙНЕРА
Антропософия и ее педагогика
Специфика вальдорфской педагогики
Особенности вальдорфской системы обучения
Методика изучения предметов
Практикум
Литература и видео
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОБ АВТОРЕ
Цитата от автора:
«Многие педагогические системы прошлого не менее содержательны и актуальны, чем современные. Все они являются достижениями человечества, которые существуют здесь и сейчас, а не остались в глубине веков», – А.В. Хуторской.