• Новости
  • Акции
  • Расписание
  • Как оплатить
  • Контакты
+7 495 768-55-54 ; +7 495 941-61-41 Заказать звонок
Вход Регистрация
Институт образования человека
  • Меню
  • Наш институт
    Новости Акции Миссия Директор Учёный совет Лаборатории ФПК Проекты Издательство Вакансии Документы Фотогалерея Видео Аудио Рассылка Контакты
  • Научная школа
    Концепция Программа Доктрина Исследования Инновации Труды Форумы, соцсети, отзывы Положение о Научной школе Как стать участником
  • Мероприятия
  • Услуги
    Научные услуги Научно-методические услуги Экспертные услуги Консультации Издательские услуги Рекламные услуги Удостоверения Почтовые услуги Франшиза Как заказать услуги
  • Предложения
    Физлицам Юрлицам Партнерам
  • Магазин
    Акции Новинки Каталог Как оплатить Доставка
  • Журнал
    Новости Выпуски Услуги журнала Авторам
+7 495 768-55-54 ; +7 495 941-61-41 Заказать звонок
0
0
0
Корзина
пуста
К сожалению, ваша корзина пуста.
Исправить это недоразумение очень просто:
выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину».
Общая сумма:
Перейти в корзину
  • Наш институт
    Новости Акции Миссия Директор Учёный совет Лаборатории ФПК Проекты Издательство Вакансии
    Документы Договор-оферта Листовки и презентации Положение о присуждении званий Издательский (авторский) договор Положение о локальном координаторе Договор пожертвования Публичные отчёты
    Фотогалерея Видео Аудио Рассылка Контакты
  • Научная школа
    Концепция Программа Доктрина Исследования Инновации Труды Форумы, соцсети, отзывы Положение о Научной школе Как стать участником
  • Мероприятия
    Курсы Переподготовка Семинары Проекты Конферeнции Учёный совет Олимпиады Конкурсы Расписание
  • Услуги
    Научные услуги Отзывы на авторефераты Оппонирование Научное руководство Обсуждение диссертаций Услуги Учёного совета
    Научно-методические услуги Применение инноваций Руководство педэкспериментом Проведение конференций Проведение семинаров Подготовка к аттестации Дистанционная педпрактика Стажировка
    Экспертные услуги Рецензии Экспертные заключения Гранты, проекты, конкурсы
    Консультации Научные Методические Учеба и выбор профессии Родителям
    Издательские услуги Публикация статей Издание книг
    Рекламные услуги
    Удостоверения Свидетельства Удостоверения Сертификаты Дипломы, грамоты Выписки, справки Ходатайства
    Почтовые услуги
    Франшиза О франшизе Эвристические классы Школа самореализации Очные семинары Дистанционные курсы Дистанционные олимпиады
    Как заказать услуги
  • Предложения
    Физлицам Соискателю Педагогу Администратору Родителю Школьнику Студенту Методисту Учёному Члену Научной школы Автору учебника, курса Волонтёру Меценату
    Юрлицам Школе ВУЗу Департаменту образования Дошкольному учреждению Учреждению дополнительного образования Институту развития образования Администрации региона
    Партнерам Участнику научной школы Локальному координатору Франшиза Лицензионный договор
  • Магазин
    Акции Новинки
    Каталог Свидетельства, удостоверения, сертификаты Книги Рег. взносы. Призы. Благотворительность Электронные издания Атрибутика Мероприятия Таблички и сертификаты к кубкам и медалям Услуги Почтовые услуги Рекламные услуги Предложения
    Как оплатить Доставка
  • Журнал
    Новости Выпуски Услуги журнала Авторам
  • Еще
Главная-Научная школа-Исследования

Исследования Научной школы

  • Концепция
  • Программа
  • Доктрина
  • Исследования
  • Инновации
  • Труды
  • Форумы, соцсети, отзывы
  • Положение о Научной школе
  • Как стать участником
Актуальность исследований  

План исследований Научной школы (НШ) рассчитан на текущий период, который характеризуется тем, что в России законодательно введены новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые имеют как положительные черты (например, личностный вектор образования), так и отрицательные (научные и методологические ошибки, например, декларация в качестве основного – системно-деятельностного подхода,  излишний психологизм, пренебрежение достижениями современной педагогики, необоснованность классификаций образовательных результатов и УУД, отделение личностных результатов от предметных и метапредметных, неправомерное отождествление метапредметных и общеучебных деятельностей, неразработанность системы диагностики и контроля заявляемых результатов, отсутствие системы реализации  и др.).

Ситуация характеризуется также возросшей напряженностью в образовательном сообществе (ученики, их родители, учителя, вузовские педагоги, администраторы образования), вызванной неквалифицированными, зачастую нечеловекосообразными решениями, документами и действиями представителей нынешней системы управления образованием в стране. Чиновники делают попытки сделать школу инструментом принуждения, наказания, ограничения прав человека на собственное образование. Ученику навязывают экзамены (ЕГЭ), которые не соответствуют законодательно принятым ФГОСам, не учитывают индивидуальных потребностей и особенностей самого учащегося, заказа его семьи, рода, народа. 

Исследования Научной школы в определённой степени направлены на исправление данной ситуации. С одной стороны, необходимо выявить ошибки принятых документов, найти способы их исправления, применяя для этого наработки Научной школы человекосообразного образования, с другой – определить формы, методы и технологии работы учителя, методиста и администратора, которые помогут им работать в условиях несовершенных стандартов, имеющихся противоречий действительным потребностям и условиям жизни современного учащегося.

Проблема исследований. Проблемой, на решение которой направлены исследования Научной школы А.В. Хуторского определяется наличием у каждого ученика персонального образовательного потенциала и отсутствием в современной образовательной системе достаточных условий для выявления и реализации такого потенциала.

Основная цель исследований: проектирования и реализации позиций, содержания, технологий, форм и методов человекосообразного образования в современном социуме в условиях действующего законодательства и условий системы образования.

Новизна и значимость исследований: человекосообразность отличается от личностной ориентации образования. Понятие «человек» является более широким, нежели понятие «личность», потому человекосообразное образование по своему потенциалу является более ёмким, основополагающим и вариативным, чем личностно-ориентированное. Смысл же человекосообразного образования определяется смыслом самого человека, его миссией, предназначением.

Отсюда следует, что, опираясь на достижения в области гуманного, личностно-ориентрованного образования, необходимо решить принципиально новын для педагогической теории и практики задачи: разработке доктрины, концепции, содержание, технологии, системы оценки результатов человекосообразного типа образования.

Цели исследований

Основной вектор исследований Научной школы: человекосообразность образования. Цель образования — самореализация человека. Задача научной школы — приведение системы образования в соответствие данной цели, то есть обеспечение реализации миссии человека путём его обучения и воспитания.

Каковы исследовательские цели Научной школы?

Основная цель исследований – проектирование и реализация человекосообразного типа образования.

Эта цель выражается в исследовательских задачах:

1. Выявить потенциал человека, который может быть реализован в процессе его образования.

Данная задача порождает ряд исследовательских вопросов:

  • Что такое образовательный потенциал человека? Каков его источник, состав, содержание, формы существования, проявления, развития? Как и при каких условиях потенциал может меняться? Будет ли потенциал уменьшаться при его реализации?
  • Относительно каких критериев необходимо определять потенциал учащегося человека? Должны ли сюда кроме сенсорных (физических), интеллектуальных и эмоциональных качеств входить экстрасенсорные человеческие способности типа интуиции, ясновидения, чтения мыслей на расстоянии?
  • Как определять и формулировать содержание, изменение содержания потенциала человека? Что именно должно быть раскрыто в человеке в процессе его образования?
  • Как определить и обеспечить духовную составляющую реализации образовательного потенциала ученика?

2. Определить миссию человека по отношению к основным сферам окружающего мира и формы конкретизации этой миссии применительно к изучаемым образовательным  областям.

Миссия человека – то, что следует из смысла его существования. Миссия ученика – составная часть миссии человека, условие её реализации. Данные понятия в педагогике, дидактике, методиках обучения практически не исследованы. Между тем, миссии человека – основа формулирования целей его образования.

Исследовательские вопросы:

  • Что такое миссия человека с точки зрения его образования? Какова специфика этой миссии применительно к человеку как ученику?
  • Кем, как и зачем задаётся, определяется миссия человека (ученика)? Какова роль основных групп заказчиков образования в определении миссии ученика?
  • Как миссия ученика соотносится с процессом её выполнения? Как при этом меняется образовательный процесс?
  • Существуют ли общая и индивидуальная составляющие миссии ученика? Как их определить? Как реализовывать?
  • Каково соотношение между такими характеристиками образования, как человекосообразность, природосообразность, культуросообразность, социосообразность, личностная  ориентация, свободное развитие?

3. С помощью каких образовательных технологий и средств обеспечить самореализацию ученика в современных условиях?

Речь идёт о том, что человек, каким бы потенциалом он не обладал, живёт «здесь и сейчас», т.е. вынужден адаптироваться к окружающей среде во всех её формах: культурных, семейных, производственных, природных, технических и т.п. Человек не может и не должен быть «социальным инвалидом», поэтому при наличии самых различных потенциальных качеств, он взаимодействует именно в том мире, какой есть. Отсюда следует необходимость, прежде всего, компетентностного и адаптивного подходов к образованию, технологий функциональной грамотности.

  • Каким должно быть образование человека, чтобы были выявлены его скрытые заложенные возможности?
  • Какова должна быть технология осуществления миссии ученика по отношению к ключевым категориям образовательных областей?
  • Какими должны быть стандарты, структура, содержание и система контроля образования, чтобы оно решало насущные проблемы текущей жизни ученика?
  • В чём заключается задача формирования функциональной грамотности как условия эффективной жизни в окружающем мире любого человека в любом возрасте и статусе? 


Субъекты и заказчики исследований

Представители Научной школы ведут исследования по собственным планам, решая проблематику ключевых направлений Научной школы. Они выступают субъектами исследований: разработчиками и реализаторами планируемых результатов. Это, прежде всего, сотрудники учреждений, которые работают в русле Научной школы человекосообразного образования. К ним относятся Институт образования человека, Центр дистанционного образования «Эйдос», школы, дошкольные учреждения, вузы и другие организации, а также физические лица, деятельность которых происходит в русле исследований Научной школы. 

Есть те, кто заинтересован в реализации разработок Научной школы, освоении и внедрении её новаций. Любые учителя, школы, учёные, соискатели учёных степеней имеют возможность присоединиться к деятельности Научной школы. Научная школа оказывает поддержку желающим в форме научно-методических услуг, участников проектов, курсов и других мероприятий.

Заказчиками исследований и научно-методических услуг являются частные лица (педагоги, учёные, учащиеся, их родители и др.), образовательные и научные учреждения, выразившие желание участия в реализации Программы или плана исследований Научной школы А.В.Хуторского, её частей или проводимых мероприятий.

Научно-методические услуги предоставляются двух видов:

1) освоение (внедрение) уже разработанных инноваций Научной школы;

2) участие в исследованиях с целью получения новых результатов и решения имеющихся проблем.

Научно-методические услуги по внедрению инноваций или организации педэксперимента оказываются в сроки от 1 месяца до 3 лет.

Заказчик выбирает из предлагаемого перечня инноваций и тем эксперимента те, которые соответствуют его потребностям, целям и приоритетам, высылает в Институт образования человека предварительную заявку. Затем обсуждаются условия сотрудничества, между Заказчиком и Институтом образования человека заключается договор. 

Диссертационные исследования Научной школы А.В. Хуторского

Научная школа А.В. Хуторского приглашает соискателей, аспирантов, докторантов для выполнения кандидатских и докторских исследований в области педагогики.

Работа над диссертациями происходит в формате дистанционных курсов для соискателей: Кандидат наук, Доктор наук. 

Каждому соискателю прикрепляется научный куратор. Диссертация обсуждается среди специалистов на Учёных советах.

Направления и темы кандидатских и докторских исследований 

Общая педагогика

1. Миссия субъектов образования и образовательных учреждений. Духовно-нравственные ценности и компетентности в образовании. Взаимосвязь между образовательным потенциалом и компетентностями учащихся.

2. Принцип человекосообразности в очном, дистантном и смешанном обучении. Организация человекосообразного онлайн и офлайн обучения по новым технологиям и на новых принципах расчасовки учебного плана. 

3. Изменение смысла и целей образования в результате введения телекоммуникаций, цифровизации. Интеграция очных и дистанционных форм образования. Исследование оптимальных соотношений очных и дистанционных форм в зависимости от возраста учащихся, учебных дисциплин, других условий.

4. Дидактическая эвристика – теория и технология креативного обучения, разработана нашей научной школой. Соотношение продуктивной и репродуктивной составляющих в содержании образования. Проектирование, диагностика и оценка эвристических качеств личности субъектов учебного процесса.

5. Метапредметные основы содержания образования, формы занятий общечеловеческой направленности. Определение фундаментальных образовательных объектов, способов работы с ними, принципов организации учебного материала.

Педагогика высшей школы

1. Концептуальное изменение системы вузовской подготовки в отношении реальных заказчиков профессионального образования, изменений на рынке труда и профессиональной самореализации студентов и педагогов.

2. Технология реализации компетентностного подхода в практике существующего учебного процесса, который организуется традиционно, несмотря на наличие компетентностных стандартов и документации. Формы и методы компетентностно-ориентированного обучения в вузе. Формы и методы эвристических интернет-занятий в вузе. Формы гибридного обучения студентов из СНГ. 

3. Влияние заказчиков высшего образования на цели и содержание профессионального образования в вузе и конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Дидактическое обоснование системы занятий в вузе. Система проектной деятельности в вузе.

4. Проектирование системы компетенций в учебно-методических комплексах изучения дисциплины. Компетентностная модель преподавателя и выпускника высшей школы.

5. Исследование и проектирование целостной воспитательной системы вуза в современных условиях. Самореализация студентов в учебной, научной, профессиональной деятельности.

6. Исследование эвристического компонента форм и методов обучения в высшей школе. Эвристическое обучение и самореализация студента в университете. 

7. Исследование роли метапредметного подхода в разработке дисциплин высшей школы для обеспечения системности и осмысленности формируемого мышления. Определение фундаментальных образовательных объектов, способов работы с ними, принципов организации учебного материала.

Школьное, дошкольное, начальное и среднее профессиональное образование 

1. Интериоризация и экстериоризация в образовании. Принцип продуктивности. Исследования соотношения продуктивных и непродуктивных форм обучения. 

2. Личный опыт учащегося как компонент содержания его образования. Индивидуальная образовательная траектория. Диагностика и оценка уровня усвоения стандартов и личностных достижений. Индикаторы сформированности эвристических и цифровых компетентностей.

3. Дидактика и методика цифрового урока. Образовательные функции социальных сетей: конкурсы, олимпиады, конференции. 

4. Технологии электронных эвристических олимпиад и конференций в учебном процессе. Перспективы развития и применения электронных учебных пособий, учебно-методических комплексов, образовательных платформ. 

5. Дошкольное эвристическое образование. Развитие и самореализация воспитанников детских садов эвристическими методами. 

6. Технологии самореализации учащихся, эвристическое обучение в инклюзивном образовании.

Система повышения квалификации и переподготовки

1. Профессиональная самореализация обучающихся в системе дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

2.Оргдеятельностные формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.

3. Очно-дистантный проект как система научно-методической поддержки образовательного учреждения. 

--

Перечень направлений и тем диссертаций утверждён решениями Учёного совета Института образования человека (2011-2021), который обладает имущественными правами на них. 

Детализация и конкретизация направлений исследований происходит соискателями учёной степени, участниками курсов "Стать кандидатом наук", "Стать доктором наук".


• КУРСЫ ДЛЯ СОИСКАТЕЛЕЙ

Если ваше исследование соотносится с данными направлениями, зарегистрируйтесь в дистанционном курсе для соискателя: Кандидат наук, Доктор наук.

Если у вас уже есть наработки по данным темам, представьте их на обсуждение.

• ОБСУЖДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИЙ

Кандидатских и докторские исследования обсуждаются на дистанционных заседаниях Учёного совета Института образования человека. Заседания проводятся в течение недели в режиме офлайн. На заседаниях обсуждаются материалы исследований соискателей, проводятся предзащиты диссертаций.

Преподавателям вузов и учителям-исследователям рекомендуем подготовить на основе Программы исследований Научной школы обоснования тем докторских и кандидатских исследований в рамках курсов Института образования человека «Стать кандидатом наук», «Стать доктором наук». 

Заявка на участие в исследованиях или внедрении инноваций Научной школы

Заявка высылается по e-mail:  info@eidos-institute.ru

Тема письма: Заявка на внедрение инновации (участие в исследованиях) от (указывается фамилия Заказчика) 

В самом теле письма (без вложенных файлов) пишется :

Директору Института образования человека

Руководителю Научной школы

д.п.н., чл.-корр. РАО Хуторскому А.В. 

Предварительная заявка на внедрение инновации (или: участие в исследованиях) 

Прошу оказать научно-методические услуги по внедрению инновации (либо:  включить меня (нашу школу, творческую группу) в состав участников исследований Вашей Научной школы). 

1. Ф.И.О. (полностью), должность, место работы, e-mail, сайт, тел.  

2. Название внедряемой инновации (планируемого эксперимента):

3. Количество и состав участников (учителей вашей школы, учеников ,др.): 

4. Какие задачи Вы хотите решить с помощью инновации (исследования)?

5. На какой срок планируете сотрудничество. 

6. Каковы предполагаемые источники оплаты за научно-методические услуги  (собственные средства, фонд школы, грант, и то и другое, иные).

7. Дополнительные пожелания, вопросы. 

После получения заявки вам будет выслана необходимая информация

К каждому учителю, соискателю, школе, с которой заключен договор, прикрепляется персональный куратор от Научной школы. Он оказывает профессиональную помощь и поддержку по выбранным направлениям или темам.

По итогам экспериментальной или инновационной работы для школы или её представителей (директора, завучей, учителей), которые на месте  осуществляли организацию научно-методической или опытно-экспериментальной деятельности могут заказать официальное Свидетельство.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Цель исследований Научной школы А.В. Хуторского - проектирование и реализация основных идей человекосообразного образования в условиях действующих образовательных стандартов (ФГОС).

Задачи исследований

Задачи исследований, экспериментов и инноваций Научной школы применительно к общеобразовательной практике школ и учителей, которые сотрудничают с ЦДО «Эйдос».

1.Разработать содержание базовых понятий Научной школы, создать соответствующий тезаурус.

2. Воплотить основные идеи Научной школы в конкретных новых технологиях обучения.

3. Разработки и реализации взаимодействия с субъектов образовательного процесса.

4. Осуществить научные исследования по выбранным направлениям деятельности Научной школы.

5. Осуществлять руководство диссертационными исследованиями соискателей ученых степеней и званий в сфере концепции Научной школы.

6. Расширять издательскую деятельность (бумажные и электронные издания) как форму реализации основных идей Научной школы, ее взаимодействия с субъектами учебного процесса.

7. Разработать технологии взаимодействия с исследователями - представителями Научной школы.

8. Проводить заседания Ученого Совета для реализации задач Научной школы

9. Разработать технологии интегрирования дистанционных мероприятий ЦДО «Эйдос» в очный учебный процесс, в каждой предметной области, исходя из участия данных субъектов в дистанционных мероприятиях ЦДО «Эйдос».

10. Разработать типологию и технологии проведения выездных очных, очно-дистантных семинаров представителями Научной школы.

11. Разработать структуру и содержание компетенций:

  • эвристического учителя,
  • учителя-исследователя,
  • учителя-экспериментатора.

12.  Разработать и реализовать в практике деятельности ЦДО «Эйдос» программы подготовки учителя эвристического типа, определить  удельный вес дистанционной составляющей для развития компетентности учителя

13.Развитие и диагностика эвристических качеств личности субъекта учебного процесса (учащийся, учитель. родитель) в проектировании и реализации эвристического обучения в школе

14. Диагностика уровня сформированности личностных (эвристических и др.) качеств ученика на различных ступенях и уровнях эксперимента, по отношению к выделенным учебным предметам и видам учебной деятельности. 

Субъекты исследований 

  • Ученики, воспитанники
  • Учителя, педагоги, воспитатели
  • Классные руководители
  • Методисты, методические объединения
  • Родители, семьи, семейные школы
  • Дистанционные педагоги, тьюторы
  • Администраторы образования, управленцы
  • Учёные, соискатели, аспиранты, докторанты

Предмет исследований

Предметом исследований является изучение значимых соотношений в области образования и управления им:

  • репродуктивного и продуктивного составляющих в содержании образования,
  • внутреннее и внешнее содержание образования ученика и учителя,
  • воспитательный и дидактический компонент содержания образования эвристического типа потенциала и одаренности,
  • изменение (реализация) потенциала ученика в процессе образования,
  • взаимосвязь между образовательным потенциалом и компетентностями, функциональной грамотностью,
  • модели и технологии реализации образовательного потенциала,
  • взаимодействие потенциала учителя и ученика (самодвижение ученика посредством учителя, отдельного ученика, учеников, обучающихся очно и дистантно),
  • выявление разных уровней потенциала ученика и технологий его самореализации.

Формы деятельности Научной школы

  • Конференции Научной школы
  • Выездные семинары Института образования человека
  • Дистантные мероприятия ЦДО «Эйдос» (эвристические олимпиады, курсы, конкурсы-проекты)
  • Педагогический эксперимент в школах
  • Проведение очных, очно-дистантных, дистантных научных, научно-практических конференций. Вебинары.
  • Оказание НМУ субъектам образовательного процесса
  • Издательская деятельность (издание книг, монографий, сборников научных статей)
  • Журнал ЦДО «Эйдос» и Вестник Института образования человека
  • Участие в проектах на основе грантов.
  • Выполнение и защита диссертаций.
  • Руководство экспериментальными исследованиями.

Направления исследований и проблематика

1. Заказчики образования. Кому и зачем необходимо образование?

  • Заказчики образования: человек, семья, род, школа, регион, государство, человечество, Вселенная. Их роль в определении смысла и целей образования. Понятия и принципы школы русского космизма.
  • Роль субъектов образования в постановке целей. Зоны ответственности. Соотношение целей политиков, чиновников, управленцев, педагогов, учащихся, родителей. Смысл и цели образования в компетентностной парадигме. Факторы, способствующие и препятствующие целеобразованию.
  • Все ли школы одинаковы? Альтернативные типы образования в современных условиях. Смысл и цели различных образовательных систем. 

2. Смыслы и цели образования. Как определять смыслы и проектировать цели образования?

  • Типология целей в образовании. Специфика и закономерности целеполагания в образовании.
  • Уровни образовательного целеполагания: государство, регион, школа, учебный предмет, урок.
  • Изменения в целях образования: кому и зачем они необходимы? Проблемы проектирования модернизации образования. Роль различных институтов в обновлении образования. Общественный контроль за экспериментами в образовании.
  • Отражение смыслов и целей образования в стандартах, учебниках, технологиях обучения, системе контроля (ЕГЭ и др.).
  • Технология образовательного целеполагания на разных уровнях педагогической реальности:
    – цели в учебном процессе,
    – цели в учебном курсе,
    – цели школы, гимназии, лицея
    – цели в инновационной школе,
    – цели системы обучения.
  • Рефлексия как инструмент диагностики достижения и переопределения целей образования.

3. Дидактическая эвристика – теория и технология креативного обучения

  • Личностная ориентация эвристического обучения. Продуктивная ориентация образования.
  • Соотношение своего и «чужого» в процессе обучения. Культурно-исторические аналоги образовательной продукции учащихся.
  • Ситуативное обучение – технология развития одарённости.
  • Открытое задание в учебном процессе. Рождение знаний в обучении.
  • Эвристические методы и формы обучения
  • Что проверяется и оценивается в эвристическом обучении?
  • Границы применимости эвристического обучения. Инновационные задачи внедрения и освоения эвристического обучения.

4. Компетентностный подход в образовании

  • Методологические, психолого-педагогические и дидактические проблемы компетентностного подхода
  • Личностный и социальный векторы компетенций. Соответствие компетентностного подхода самореализации человеческого начала.
  • Специфика ключевых, метапредметных, предметных компетенций. Состав компетенций. Индикаторы сформированности компетентностей.
  • Функции компетенций в модернизации образования; содержание вводимых новшеств; факторы, способствующие и препятствующие компетентностному подходу.
  • Особенности разработки и внедрения компетенций в школе, вузе, в других учреждениях сферы образования.
  • Изменения в целях, содержании, формах, методах, системе контроля при компетентностном подходе.
  • Специфика компетентностного подхода в дистанционном, эвристическом и других типах обучения.
  • Формы и методы компетентностно-ориентированного обучения. Компетенции и портфолио ученика.
  • Каким должен быть компетентностно-ориентированный учебник?
  • Реализация компетентностного подхода на разных ступенях обучения (начальная, средняя, профильная школа), для разных типов образовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи)
  • Как в школе организовать эксперимент по внедрению компетентностного подхода? Этапы и условия научного руководства. Дистанционное сопровождение эксперимента.
  • Образовательная программа школы: как составить и реализовать в ней компетентностную составляющую?
  • Что меняется в школе при введении компетентностного подхода? Роль директора, завуча, методиста в реализации компетентностного подхода.
  • Компетенции на уроке: какова методика их применения? Как развивать компетентности учащихся средствами учебного предмета?
  • Подготовка и переподготовка учителя в отношении компетентностного подхода.
  • Компетенции эвристического учителя.
  • Методология обеспечения функциональной грамотности.

5. Метапредметный подход в образовании

  • Каковы смыслы, цели и ожидаемые результаты образования с позиций метапредметного подхода?
  • Метапредметное содержание образования. Предметное и метапредметное.
  • Метапредметные образовательные результаты с позиций ФГОС и Научной школы человекосообразности.
  • Метапредметный подход в проектировании уроков, тем, учебных программ. Метапредметные задания для уроков
  • Как оценивать метапредметные образовательные результаты учащихся?
  • Как должна меняться школа? Цели и задачи педагогического эксперимента по реализации метапредметного подхода в условиях внедрения новых образовательных стандартов.

6. Системно-деятельностный подход

  • Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся.
  • Самореализации учащегося с помощью универсальных учебных деятельностей и действий.
  • Кретивные, когнитивные, коммуникативные, оргдеятельностные, ценностно-смысловые действия и деятельности.
  • Целеполагание и рефлексия как основные элементы системно-деятельностного подхода на уроке.
  • Система проектной деятельности в школе.
  • Индивидуальная образовательная траектория ученика.
  • Индивидуальная образовательная программа ученика.

7. Дистанционное образование и его место в общем образовании

  • Изменение смысла и целей общего образования в результате введения телекоммуникаций.
  • Интеграция дистанционных эвристических олимпиад и очного учебного процесса: преимущества, проблемы, проекты.
  • Урок как дистанционная эвристическая олимпиада
  • Дистанционные курсы – альтернатива или дополнение?
  • Интернет-коммуникации учеников и педагогов: проблема постановки целей.
  • Электронные учебные и учебно-методические пособия: перспективы развития и применения.

8. Управление инновациями

  • Образовательная программа школы: методика составления и корректировки.
  • Планирование экспериментального учебного процесса.
  • Постановка целей в учебном предмете.
  • Обучение целеполаганию учеников и педагогов.

9. Современный урок

  • Структура урока, ориентированного на творческую самореализацию учащихся.
  • Образовательная ситуация. Технология сопровождающего обучения на уроке.
  • Метод «погружения», метод проектов, другие активные методы обучения на уроках.
  • Творческие работы. Защита творческих работ.
  • Личный опыт ученика на уроке как компонент содержания его образования.
  • Ученическое портфолио. Методика его применения для повышения эффективности урока.
  • Диагностика и оценка уровня усвоения стандартов и личностных достижений учащихся.

===

Мероприятия и проекты, проведённые Научной школой под руководством А.В.Хуторского (архив)

Научно-педагогические конференции, семинары. вебинары


Ежегодно Научная школа Хуторского проводит конференции, семинары, вебинары по расписанию и на заказ  Приведём примеры проведённых мероприятий.

1-3 ноября 2022. XVII Всероссийская научно-практическая конференция школьников и педагогов «Эйдос». Москва 

25 августа 2022. Вебинар «Что такое функциональная грамотность?» (Хуторской А.В.).

23-25 июня 2022. Всероссийская научно-педагогическая конференция «Технологии дистанционного обучения», Москва.

9 июня 2022. Вебинар «Самореализация студентов в научной деятельности» (Федорова М.А.).

21 апреля 2022. Вебинар «Дистанционное обучение музыке» (Свитова Т.В.). 

14 апреля 2022. Вебинар «Современные требования к проектам учащихся» (Андрианова Г.А.).

7-9 апреля 2022. XVI Всероссийская научно-практическая конференция школьников «Эйдос», г. Санкт-Петербург. 

7 апреля 2022. Вебинар «Как выбрать с учеником тему его проекта» (Скрипкина Ю.В.).

24-26 февраля 2021, Москва. Научно-методический семинар «Реализация ФГОС: целеполагание и рефлексия на уроке» (Ведущая Андрианова Г.А.).

24-26 марта 2021, Москва. Очная конференция «Инклюзивное обучение в современной школе» (Ведущая Скрипкина Ю.В.).

25-27 марта 2021, Санкт-Петербург. Научно-практический семинар «Метод проектов в условиях реализации ФГОС» (Ведущая Андрианова Г.А.).

Апрель 2021. Вебинары «Методика организации целеполагания и рефлексии по Хуторскому», «Методы рефлексии в обучении» (Ведущие Скрипкина Ю.В., Хуторской А.В.).

5-9 июля 2021, Сочи. Научно-практический семинар «Цифровые технологии в обучении и воспитании» (Ведущие Хуторской А.В., Андрианова Г.А.)

14 Августа 2019 г. Семинар в Грозном. https://eidos-institute.ru/about/news/2019/seminar_in_grozny/

5 Июля 2019 г. Семинар в Сочи (Адлер) на тему «Метод проектов: планирование, реализация, оценка результатов». https://eidos-institute.ru/about/news/2019/the_seminar_in_sochi/ 

21 Июня 2019 г. Конференция "Инклюзивное образование в школе". https://eidos-institute.ru/about/news/2019/inclusive_education_in_school/

24 Мая 2019 г. Выступление в ГосДуме РФ о Доктрине образования и стандартах: https://eidos-institute.ru/about/news/2019/a_letter_to_the_state_duma_of_the_russian_federation_on_the_doctrine_of_education_and_standards/

20 Мая 2019 г. Заседание Учёного совета Института образования человека по педэксперименту. https://eidos-institute.ru/about/news/2019/meeting_of_the_academic_council_itexperience2/ 

29 Апреля 2019 г. XXVI Дистанционная конференция школьников. https://eidos-institute.ru/about/news/2019/held_the_xxvi_conference_of_remote_students_/  

28-30 марта 2019 г. IX Научно-практическая конференция для школьников «Эйдос» в Санкт-Петербурге. https://eidos-institute.ru/about/news/2019/conf_piter/ См. фоторепортаж и отклики участников - учеников и педагогов: https://eidos-institute.ru/about/foto/konferentsiya_dlya_pedagogov_po_tsifrovizatsii/  

27-29 марта 2019, Москва. Конференция для педагогов «Технологии воспитания и обучения в эпоху цифровой экономики». См. фоторепортаж. https://eidos-institute.ru/about/foto/konferentsiya_dlya_pedagogov_po_tsifrovizatsii/  

26 Января 2019 г. Конференция альтернативных школ. А.В. Хуторской выступил с проектом Эвристический класс. https://eidos-institute.ru/about/news/2019/conference_on_alternative_schools/  

18 Декабря 2018 г. Заседание Учёного совета по образовательным результатам для соискателей. https://eidos-institute.ru/about/news/2018/meeting_of_the_academic_council_on_educational_results/ 

4-10 декабря 2018 г. XXV Всероссийская дистанционная научно-практическая конференция для школьников «Эйдос», Отклики участников: https://eidos-institute.ru/about/news/2018/the_feedback_from_participants_of_the_online_conference_for_students_eidos/ 

1-3 ноября 2018 u. XXV Всероссийская научно-педагогическая конференции «Миссия ученика в образовании: инновационные проекты для школ», посвященная 20-летию ЦДО "Эйдос", Москва, Фоторепортаж.   

19 Сентября 2018 г. На 53-х Научных чтениях памяти К.Э.Циолковского А.В.Хуторской предложил создать Школу русского космизма. https://eidos-institute.ru/about/news/2018/the_school_of_russian_cosmism/

24–26 января 2018 г. Конференция Научной школы А.В.Хуторского на тему «Воспитание в обучении: развитие и диагностика ценностно-смысловых УУД», Москва. Фоторепортаж.

9 Июля 2018 г. Семинар в Геленджике. https://eidos-institute.ru/about/news/2018/the_seminar_in_gelendzhik/

2 Апреля 2018 г. В Санкт-Петербурге проведена 7-я ученическая Эйдос-конференция. https://eidos-institute.ru/about/news/2018/incredibly_open_communication/

26 Января 2018 г. Конференция "Воспитание в обучении". https://eidos-institute.ru/about/news/2018/education_training/

4 Ноября 2017 г. 6-я Всероссийская ученическая конференция "Эйдос". https://eidos-institute.ru/about/news/2017/questioning_and_monetization/

1 Ноября 2017 г. Конференция Научной школы "Метапредметные результаты". https://eidos-institute.ru/about/news/2017/meta2017/

23-25 августа 2017 года. Конференция Научной школы А.В. Хуторского «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ», Москва. https://eidos-institute.ru/about/news/2017/conference_on_goal_setting_and_reflection/

...

3 ноября 2016 г., XXXVI Всероссийская научно-педагогическая конференция «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»? Москва. 

XXXV Всероссийская научно-педагогическая конференция "ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ" (24-26 августа 2016 г., Москва). 

... 

XXIII Всероссийская научно–педагогическая конференция на тему «Универсальные учебные действия и деятельности в условиях реализации ФГОС» (4-6 июня 2014 г., г. Москва).  

XXI Всероссийская научно–педагогическая конференция на тему «Новые образовательные стандарты: метапредметный подход» (22-24 января 2014 г., г. Москва).

Конференция "Новые образовательные стандарты: развитие, диагностика и оценка компетентностей учащихся" (29 марта 2013 г., г. Москва).

Конференция "Ценностно-смысловые результаты духовно-нравственного образования и воспитания учащихся в условиях реализации ФГОС"(23-25 января 2013 г., г. Москва).

XV Всероссийская научно-педагогическая конференция на тему "Универсальные учебные действия и деятельности в обучении по новым стандартам" (7-9 ноября 2012., г. Москва).

XIV Всероссийская научно-педагогическая конференция на тему "Новые образовательные стандарты: МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД" (24 августа 2012 г., г. Москва).

XII Всероссийская научно-педагогическая конференция на тему "Новые образовательные стандарты: системно-деятельностный подход" (Москва, 27-29 марта 2012 г.)

XI Всероссийская научно-практическая конференция «Новые образовательные стандарты: диагностика и оценка образовательных результатов», 1-3 ноября 2011 г 

X Всероссийская научно-практическая конференция «Новые образовательные стандарты: человекосообразный подход», 2011, март.

IX Всероссийская научно-практическая конференция «Компетенции ученика и педагога в современной школе», 2010.

VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации в образовании: Эвристическое обучение», 2009.

VII Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации в образовании: Человекосообразный ракурс», 2008.

VI Всероссийская научно-практическая конференция «Современный учебник: Проблемы проектирования и методики использования в условиях модернизации образования», 2004. 

V Всероссийская научно-практическая конференция «Человек и его изменение в телекоммуникационных системах», 21-23 июня 2004 г..

IV Всероссийская научно-практическая конференция «Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования», 26 июня 2003 г 

III Всероссийская научно-практическая конференция «Ученик в обновляющейся школе», 17 июня 2002 г.  

II Всероссийская научно-практическая конференция «На пути к 12-летней школе», 25 мая 2000 г.

I Всероссийская научно-практическая конференция «Школа 2000: Концепции, методики, эксперимент», 3 июня 1999 г..

Выездные семинары Научной школы

2012 – 2022 гг. – Проведено множество выездных семинаров в регионах России, в Казахстане. 

«Методика реализации компетентностного подхода в обучении», семинар, п. Басакин Волгоградской обл., 13-15.12.2011 г.

«Инновационные педагогические технологии», семинар, г. Байконур, 31.11-03.12.2011 г.

«Методика организации исследовательской деятельности школьников с использованием ИКТ», семинар, г. Нижневартовск, 9-11.11.2011 г.

«Компетентностный подход в теории и практике современного образования», семинар, г. Киев, 4-8.07.2011 г 

«Инновации в школе» - Оргдеятельностный педагогический семинар, г. Санкт-Петербург, 5-9 июля 2010 года 

«Педагогический эксперимент в школе» - Оргдеятельностный педагогический семинар, г.Анапа, 6-10 июля 2009 года.

«Педагогический эксперимент на уроке» - Оргдеятельностный педагогический семинару, г.Белокуриха (Алтай), 7-11 июля 2008 года 

«Инновации на уроке» - Очный выездной семинар на Байкале, пос.Листвянка, г.Москва, 2-6 июля 2007 года.

«Компетенции в школьном образовании» - Очный оргдеятельностный педагогический семинар, г.Сургут, 15-16 декабря 2006 года.

«Технологии творческого обучения» - Выездной научно-практический семинар, п.Ольгинка Краснодарского края, 16-22 июля 2006 года.

«Личностно-ориентированное направление модернизации образования» - Очный семинар, г.Нижний Тагил, 10-12 января 2005 года, 270 участников.

«Человек и его изменение в телекоммуникационных системах» - Очная научная конференция. Под эгидой РФФИ. г.Москва, РАО, 21-23 июня 2004 г.

«Проблемы модернизации очного и дистанционного образования». г.Владивосток, 12-13 августа 2003 года, 100 участников.

«Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования» - Очная научная конференция. г.Москва, РАО, 26 июня 2003 г.

«Ученик в обновляющейся школе» - Очная научная конференция. г.Москва, РАО, 17 июня 2002 года.

«Творчество в образовании» - Очный мастер-класс, г.Оренбург, 24 апреля 2002 года, 95 участников 

«Качество образования: новые подходы в условиях федерального эксперимента по введению единого государственного экзамена» - Республиканский педсовет, г.Алдан (Якутия), 3 -8 декабря 2001 года, 205 участников.

«Телекоммуникационные центры в школе» - Очный международный семинар,  г.Гюмри, Армения, 29 ноября - 1 декабря 2000 года, 70 участников.

«На пути к 12-летней школе» - Очная научная конференция. г.Москва, РАО, 25 мая 2000 года 

«Школа 2000: Концепции, методики, эксперимент» - Очная научная конференция. г.Москва, РАО, 3 июня 1999 года.

Дистанционные научно-педагогические конференции


XIII-я Всероссийская дистанционная августовская научно-педагогическая конференция «Новые стандарты образования: инновации и компетентность», 25 августа - 5 сентября 2011 г.

XII-я Всероссийская дистанционная августовская научно-педагогическая конференция на тему «Инновации в образовании: человекосообразный подход», 25 августа - 5 сентября 2010 г.

XI-я Всероссийская дистанционная августовская научно-педагогическая конференция на тему «Педагогический эксперимент в школе», 26 августа - 5 сентября 2009 г.

X-я Всероссийская дистанционная августовская научно-педагогическая конференция на тему «Эвристическое обучение», 26 августа - 7 сентября 2008 г 

IX-я Всероссийская дистанционная августовская научно-педагогическая конференция на тему «Компетенции в образовании», 22 августа - 8 сентября 2007 г.

VIII-я Всероссийская дистанционная августовская научно-педагогическая конференция на тему «Смысл и цели образования», 22 августа - 8 сентября 2006 г.

VII-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция. Тема «Инновации в образовании», 25 августа - 10 сентября 2005 г.

VI-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция. Тема «Телекоммуникации в образовании», 25 августа - 10 сентября 2004 г.

V-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция. Тема «Профильное обучение в школе», 26 августа - 10 сентября 2003 г.

IV-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция, 26 августа - 10 сентября 2002 г.

III-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция, 23 августа - 10 сентября 2001 г.

II-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция, 23 августа - 10 сентября 2001 г.

I-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция, 24-31 августа1999 г.

Методологические семинары

«Модернизация дистанционных курсов» - Дистанционный методологический семинар для сотрудников ЦДО «Эйдос», 16 февраля – 15 марта 2010 г.

«Эвристические олимпиадные задания» - Дистанционный методологический семинар для сотрудников ЦДО «Эйдос», 25 сентября – 11 ноября 2007 г.

«Планирование работы Научной школы в 2007-2008 уч.году» - Заседание лаборатории методологии образования, г.Москва, 17 сентября 2007 г.

«Опытно-экспериментальная работа Научной школы» - Заседание лаборатории методологии образования, г.Москва, 14 июня 2007 г.

«Смыслы и цели образования: инновационный аспект» - Методологический семинар,  г.Москва, 20 апреля 2007 г.

«Технологии творческого обучения». Очный научно-практический семинар. Место проведения: Краснодарский край, п.Ольгинка, 16-22 июля 2006 г.

«Ключевые и предметные компетенции в школьном образовании». Дистанционный методологический семинар. Ведущая: Г.М.Кулешева, 2-10 сентября 2005 г.

«Дистанционные эвристические олимпиады в общеобразовательном процессе». Дистанционный методологический семинар. Ведущий - Г.А.Андрианова, канд. пед. наук, 25 августа - 10 сентября2004 г.

«Индивидуальная творческая траектория ученика с помощью телекоммуникаций». Дистанционный методологический семинар. Ведущий - Г.М.Кулешева, 25 августа - 10 сентября 2004 г.

«Дистанционные профильные курсы в старшей школе». Дистанционный методологический семинар, 25 августа - 10 сентября 2004 г.

«Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования в России: Проблемы учебника». Дистанционный методологический семинар. Ведущий: А.В.Хуторской, докт. пед. наук, 19-24 апреля 2004 г 

«Современный учебник как средство самореализации ученика и учителя». Очный методологический семинар. (Стартовые сообщения: чл.-корр. РАО Бим И.Л., акад. РАО Боголюбов Л.Н., чл.-корр. РАО Виноградова Н.Ф. и др.), 8 апреля 2004 г.

«Принцип природосообразности как методологическое основание проектирования систем и технологий обучения» (Стартовый доклад: Кушнир Алексей Михайлович, канд. психол. наук), 25 декабря 2001 г.

«Ученический компонент» в школьном образовании» (Стартовые доклады: Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук; Бим Инесса Львовна, докт. пед. наук, проф., чл.-корр. РАО), 19 октября 2000 г 

«Профильное и предпрофильное обучение в школе» (Стартовые доклады: Боголюбов Леонид Наумович, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО; Орлов Владимир Алексеевич, канд. пед. наук, вед. науч. сотр.), 22 февраля 2001 г.

«Личностно-ориентированный учебник» (Стартовые доклады: Красновский Эрнст Абрамович, канд. пед. наук; Оржековский Павел Александрович, докт. пед. наук), 7 декабря 2000 г.

Очно-дистантные конференции, интернет-педсоветы 

26 августа – 15 сентября 2019 года. III Всероссийский августовский Эйдос-педсовет.
...

Компетентностный подход в образовании: основы внедрения, г. Москва, 27 августа 2010 г.

Современный урок: метапредметный подход, г. Москва, 20 августа 2010 г 

Инновации в школе: человекосообразный подход, г. Москва, 25 июня 2010 г. 

Инновации на уроке: индивидуальная образовательная траектория, г. Москва, 11 июня 2010 г.

Компетентностный подход: методы диагностики и оценки образовательных результатов учащихся, г. Москва, 28 мая 2010 г.

ИКТ – компетенции: диагностика и оценка, г. Москва, 26 февраля 2010 г.

Интернет-технологии в обучении, г. Москва, 12 февраля 2010 г. 

Современный урок: формы и методы человекосообразного обучения, г. Москва, 18 декабря 2009 г 

Управление развитием школы: компетентностный подход, г. Москва, 20 ноября 2009 г.

Инновации в образовании: эвристическое обучение, г. Москва, 06 ноября 2009 г 

Педагогический эксперимент в школе: технология организации и проведения, г. Москва, 02 октября 2009 г.

Интернет-технологии на уроке, 18 сентября 2009 г.

Общеучебные компетентности учащихся: методика развития, г. Москва, 11 сентября 2009 г.

Современный урок: методы развития творческих способностей, г. Москва, 26 июня 2009 г., 20 августа 2009 г.


Поделиться
Наш институт
Научная школа
Мероприятия
Услуги
Предложения
Магазин
Журнал
  • Новости
  • Акции
  • Миссия
  • Директор
  • Учёный совет
  • Лаборатории
  • ФПК
  • Проекты
  • Издательство
  • Вакансии
  • Документы
  • Фотогалерея
  • Видео
  • Аудио
  • Рассылка
  • Контакты
  • Концепция
  • Программа
  • Доктрина
  • Исследования
  • Инновации
  • Труды
  • Форумы, соцсети, отзывы
  • Положение о Научной школе
  • Как стать участником
  • Курсы
  • Переподготовка
  • Семинары
  • Проекты
  • Конферeнции
  • Учёный совет
  • Олимпиады
  • Конкурсы
  • Расписание
  • Научные услуги
  • Научно-методические услуги
  • Экспертные услуги
  • Консультации
  • Издательские услуги
  • Рекламные услуги
  • Удостоверения
  • Почтовые услуги
  • Франшиза
  • Как заказать услуги
  • Физлицам
  • Юрлицам
  • Партнерам
  • Акции
  • Новинки
  • Каталог
  • Как оплатить
  • Доставка
  • Новости
  • Выпуски
  • Услуги журнала
  • Авторам

© Институт образования человека, 2011—2023
Москва, ул.Тверская, д.9, стр.7, офис 111
Email: info@eidos-institute.ru
Тел.: +7(495) 768-55-54

Мы в социальных сетях:

ВКонтакте Дзен Twitter Youtube
Оплата через платёжные системы
ya wm qiwi
Оплата по счету Оплата по счету Я зарегистрирован на Портале Поставщиков