22 февраля 2024
Книга, конференция, стажировка
Функциональная грамотность - это не то, что вы думали
Во-первых, ФГ для всех, а не только для детей.
Во-вторых, ФГ - предтеча компетентностей.
В третьих, ФГ - основа образования, и не только школьного.
Новая концепция функциональной грамотности Научной школы А.В. Хуторского: книга, конференция, стажировка.
«Прослушала сегодня вебинар «Что такое функциональная грамотность». Было интересно услышать мнение, отличное от преобладающего в образовании. А.В.Хуторской четко описал границы функциональной грамотности, обозначил её виды. Хотелось бы подробнее узнать о методике формирования и оценивания функциональной грамотности. Спасибо за мероприятие!» - В. Громова, учитель.
КНИГА (электронное издание)
Функциональная грамотность в образовании : науч.-методич. пособие ; под ред. А. В. Хуторского. — М. : Издательство Института образования человека, 2023. — 126 с. (Серия «Инновации в обучении»).
Коллектив учёных, педагогов практиков – представителей Научной школы А.В. Хуторского издал книгу «Функциональная грамотность в образовании». В ней опубликована разработанная концепция функциональной грамотности (ФГ), значительно отличающаяся от тех, которые имеются в информационном поле. Главное отличие в понимании функциональной грамотности – она для всех. ФГ – атрибут любой деятельности человека в любом возрасте и статусе.
Подвергнута критике распространяемая в России типология функциональной грамотности австралийской организации PISA. Определены виды функциональной грамотности. Предложены методические подходы к развитию отдельных видов функциональной грамотности в школе, вузе, в институте соискательства. Рассмотрены учебная, организационная, информационная, здоровьесберегающая и другие грамотности.
Оглавление
Введение
I. ЧТО ТАКОЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
1.1. Для чего необходима функциональная грамотность
1.2. Критика толкований грамотностей
1.3. Модель функциональной грамотности
1.4. Виды функциональной грамотности
1.5. Ответы на вопросы о функциональной грамотности
II. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ШКОЛЕ
2.1. Учебная грамотность
2.2. Организационная грамотность
2.3. Информационная грамотность
2.4. Читательская грамотность в условиях цифровизации
2.5. Функциональная грамотность по английскому языку
2.6. Картографическая грамотность
2.7. Здоровьесберегающая грамотность
III. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ВУЗЕ
3.1. Эвристическая грамотность студента и педагога
3.2. Исследовательская грамотность студентов
3.3. Презентационная грамотность студентов
IV. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СОИСКАТЕЛЯ
4.1. Виды функциональной грамотности соискателя
4.2. Диагностика функциональной грамотности соискателя
4.3. Темы и проблемы для исследований
Литература
Видео
Курсы
Приложения
Как приобрести книгу
1 способ. Через интернет-магазин "Эйдос".
2 способ. Прислать заявку по email: info@eidos-institute.ru
--
Конференция в Москве
Сроки: 27-29 марта 2024 г.
Место проведения: Москва, ул. Тверская, д.9, стр.7 (5 мин от метро "Охотный ряд").
Участники: педагоги, методисты, соискатели, администраторы образования.
--
Стажировка (курс) в Москве
Сроки: 25-31 марта 2024 г.
Место проведения: Москва, ул. Тверская, д.9, стр.7 (5 мин от метро "Охотный ряд").
Участники: педагоги, методисты, соискатели, администраторы образования.
Участие в конференции для педагогов входит в содержание этого курса.
Справки по Email: info@eidos.ru, тел. +7(495) 768-55-54.
--
Участие во 2-м издании книги
Проведите педэксперимент по диагностике функциональной грамотности (ФГ) и пришлите материал для новой книги. У вас есть шанс войти к авторский коллектив.
В 2023 году научная школа А.В. Хуторского издала книгу «Функциональная грамотность в образовании»
Сейчас готовится 2-е издание этой книги. Предполагается дополнить книгу практическими результатами – данными педагогического эксперимента. Такой эксперимент нужно провести в течение 1 месяца – чтобы представить результаты к конференции «Функциональная грамотность в образовании», которая пройдёт в Москве 27-29 марта 2024 г. Со своим докладом вы сможете выступить на этой конференции.
Тем, кто знаком с исследованиями Научной школы, педагогам-практикам, соискателям, учёным, предоставляется возможность провести констатирующий или обучающий педэксперимент и описать его для нового издания книги.
Что именно необходимо констатировать или проверить?
Степень владения вашими обучающимися или коллегами пятью видами ФГ: когнитивной, креативной, организационной, коммуникативной,ценностно-смысловой.
Как это сделать?
Составьте задания для своих обучающихся – школьников, студентов, педагогов, взрослых специалистов. Для того, чтобы проверить их функциональные грамотности пяти типов.
Сколько нужно таких заданий?
Одно задание может быть направлено на диагностику одной ФГ. Бывают задания, которые позволяют проверить сразу несколько ФГ – две, три или все пять. Поэтому количество заданий можно выбрать и одно (комплексное) и пять – по одному на каждую грамотность, и пятнадцать – по три на каждую грамотность.
Примеры заданий
Где взять примеры заданий для того, чтобы составить свои? Такие задания есть, например, в изданных сборниках эвристических заданий.
Как связана подготовка материала с вашей работой?
Напрямую должна быть связана. Если вы выполняете диссертационное исследование, то проведите педэксперимент непосредственно со своими учащимися или коллегами, продиагностируйте их ФГ и изложите результаты а) для нашей книги, б) для своей диссертации. Некоторые материалы мы также планируем опубликовать в наших журналах «Эйдос» и «Вестник Института образования человека».
Какие именно результаты диагностировать в каждом виде ФГ?
Приведём примеры того, что можно диагностировать с помощью ваших заданий:
1. Когнитивные ФГ
Отыскание фактов. Отличие фактов от нефактов. Задавание вопросов к объекту. Формулирование гипотез. Построение модели или теоретического объяснения. Отыскание причин явлений, обозначение свое понимания/непонимания.
2. Креативные ФГ
Генерация идеи, решение проблемы, создание произведения, фантазии и др. Диагностика ибкости ума, чуткости к противоречиям, раскованность мыслей и чувств, движений; эмпатия, прогностичность; ассертивность (наличие своего мнения) и др.
3. Организационные ФГ
Целеполагание, планирование, выполнение плана, рефлексия, самооценка, нормотворчество.
4. Коммуникативные ФГ
Взаимодействие с объектом, с людьми, организация дела, проведение мероприятия, очные и дистантные контакты, работа в парах, группах; проектные коммуникации; дистанционные коммуникации, деятельность в социальных сетях
5. Ценностно-смысловые ФГ
Выявление смысла происходящего, выявление интересов, потребностей — своих и других людей; отыскание/ формулирование ценностей, принципов деятельности, выяснение роли чего-либо для себя, других, мировоззренческие установки и др.
Хорошо, если получится провести не только констатирующий (диагностический) педэксперимент, но и обучающий. Для этого после первой диагностики проведите с этими же обучающимися занятия по вашей методике и вновь продиагностируйте результаты, определите, в чём произошли изменения.
Более подробно о пяти видах деятельности / стремлениях/ компетентностей можно найти материал в книгах:
Диссертация по функциональной грамотности https://youtu.be/dL2lr7AfORo?si=EPzLXUVUCUOWjqDx
Информационная грамотность учащихся
https://youtu.be/BX0yp0C5j8I?si=mAwFDGk_lw1gsJWW
Функциональная грамотность учащихся по английскому языку https://youtu.be/V9Y2ZdyGJYY?si=ykqzbOesYN5ghOMd
Объём и сроки
Текст с результатами описания вашего педэксперимента должен иметь форму статьи или параграфа, его части. Срок подготовки и отправки на мой адрес – до 25 марта 2024 г.
Форма заявки
Заявку и план своего текста необходимо предварительно прислать до 10 марта включительно по адресу email: info@eidos-institute.ru
Тема письма: Заявка ФГ от (написать фамилию)
Форма заявки
В Институт образования человека.
Заявка на участие в издании по теме функциональной грамотности. С условиями безвозмездного участия, включая договор-оферту https://eidos-institute.ru/about/doc/oferta/, знаком(а) и согласен(на).
1. Ф.И.О. (полностью), уч. степень (если есть), должность, место работы, e-mail, моб. тел.
2. Примерное название материала (статьи, параграфа). Предполагаемый объём в печ.зн.
3. Подробная аннотация.
4. Детальный план материала.
5. Дополнения, вопросы.