26 ноября 2019
Заседание Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО
А.В.Хуторской, д.п.н., чл.-корр. РАО
Сколько у нас методологий? В своё время В.В.Краевский написал статью "Сколько у нас педагогик". Сегодняшнее заседание Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО было посвящено методологии педагогики. Несколько своих суждений на данную тему. Часть из них я высказал на заседании и задал вопросы докладчику - д.п.н., чл.-корр. РАО В.В.Серикову.
1. Что такое методология? Наиболее понятное определение - методология, это учение о методах.
2. Почти у каждой предметной области есть своя методология. Например, есть методология педагогики, а есть методология образования. Это не одно и то же. Между педагогикой и образованием есть связь: педагогика - это наука об образовании. Поэтому связаны также их методологии. Но как именно? Нужно выяснять.
3. В докладе обозначен кризис методологии. А также кризис педагогики. Например, педагогику как науку иногда не включают вообще в систему наук. Причина не столько в невежестве тех, кто так делает, но и в том, что сами педагоги-учёные далеко не всегда делают и предлагают то, что востребовано. Особенно современным обществом.
4. Задал докладчику вопрос: Приведите пример актуальной проблемы в образовании (например, из области проектирования стандартов), которая решается или может решена с помощью методологии педагогики? И далее: Какова может быть технология применения методологии педагогики для решения проблем образования? Чёткого ответа не получил и это тоже результат. Точнее показатель кризиса.
5. Считаю, что кризис состоит именно в оторванности имеющейся методологии педагогики от реальных проблем, как в образовании, так и в самой педагогике. В отсутствии инструментальности методологии.
6. Некоторые считают, что методология не рецептурна. Это ошибка. В своё время Г.П. Щедровицкий разработал и применял методологию для вполне конкретных задач - развития предприятий, проектов. Проводил ОДИ - оргдеятельностные игры, которые основывались на системно-мыследеятельностной методологии.
7. Сегодня востребована, прежде всего, такая - практическая методология, которая позволяла бы решать актуальные задачи образования. Те же ФГОСы не должны строится "на песке" с включением субъективных предпочтений их разработчиков. Если педагоги и методологи будут ориентироваться на конкретные востребованные для решения проблемы, тогда и только тогда методология педагогики и образования займут своё надлежащее место.
8. И если речь вести о возрождении Научного совета по философии образования и методологии педагогики, которым когда-то руководил В.В.Краевский, то сегодня его программа должна быть ориентирована на решение конкретных задач современного образования. Если мы хотим, чтобы наши науки не вычёркивали, нужно с их помощью решать те проблемы, которые актуальны для людей и организаций.
9. Приведу ссылку на свою работу по теме: Методология педагогики: человекосообразный подход.