Области научной деятельности
В настоящее время Научная школа ведёт деятельность в следующих областях: педагогика, психология, дидактика, педагогическая инноватика, методология образования, управление образованием, дидактическая эвристика, методики обучения, дистанционное обучение, подготовка и переподготовка педагога, развитие одарённости учащихся, а также в смежных человековедческих науках: философии, антропологии.
Расширенный обзор основных направлений и результатов деятельности нашей Научной школы опубликован [1].
Основные направления научной школы
1. Человекосообразность образования
Мы ввели в педагогику принцип человекосообразности образования - образование должно проектироваться и происходить сообразно человеку [1]. В существующей системе этот принцип практически отсутствует, ученику предлагают делать не то, к чему он предрасположен. С нашей точки зрения заказчиками образования человека являются совсем не чиновники просвещения, а сам человек, его родители, род, народ, человечество [2, с. 68-97] . Построение образования, сообразного человеку включает в себя такие понятия, как «миссия ученика», «предрасположенность ученика», «образовательное целеполагание», «индивидуальная образовательная траектория» и др. В тезаурус человекосообразного образования входит около 150 понятий [3].
2. Самореализация ученика
Смысл образования - не «передача опыта поколений», опыт вообще непередаваем по определению. И не «передача знаний», знания не передаются, а только создаются в деятельности ученика. Передаётся информация, а не знания. «Дать образование» человеку не получится, как не получится дать образование дереву, животному, любому организму.
В известной пирамиде Маслоу ошибка. Потребности в самореализации отведена только верхняя ступень пирамиды. По мнению самого Маслоу такой уровень потребностей доступен лишь для 2% людей, которые удовлетворили все остальные потребности. Наш опыт опровергает это заблуждение. Многие дети хотят и способны реализовывать свой потенциал, не дожидаясь, пока будут исполнены все другие типы их потребностей.
Для самореализации ученика необходима доминанта экстериоризации, а не интериоризации. В заочном споре Л.С. Выготского (интериоризация, «зона б.р.», «вращивание») с Л.Н. Толстым (экстериоризация, школа свободного развития, «выращивание») мы на стороне Л.Н.Толстого.
3. Эвристическое обучение
Основная форма для самореализации ученика - эвристическое обучение. Научной школой разработана дидактическая эвристика - теория обучения как непрерывного открытия [4; 5]. Ключевой её ориентир: образовательный продукт ученика - личностно значимый и социально востребованный. Например, все конференции для школьников «Эйдос» проводятся на основе создания и презентации ими собственных образовательных продуктов, а не собранной чужой информации. Другой элемент дидактической эвристики - образовательная ситуация, замена традиционному уроку.
Дидактическая эвристика является педагогической теорией, согласно которой образование строится на основе творческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельностей.
В эвристическом обучении ученик изначально конструирует знания в исследуемой области реальности. Для этого ему предлагается реальный значимый объект (природное явление, историческое событие, материал для конструирования и т.п.), но не готовые знания о нём.
Полученный учеником продукт деятельности (гипотеза, сочинение, поделка и т.п.) затем с помощью учителя сопоставляется с культурно-историческими аналогами – известными достижениями в соответствующей области. В результате ученик переосмысливает, достраивает или драматизирует свой результат. Происходит личностное образовательное приращение ученика(его знаний, чувств, способностей, опыта), создаётся соответствующая продукция.
Основы дидактической эвристики изложены в отдельных изданиях, а также в Трудах научной школы.
4. Распределённое (дистанционное) обучение
Дистантом мы занимаемся с 1997 года. Поэтому давно разработаны дидактические, педагогические, философские основы ДО. Совершенствование идёт на уровне интеграции педагогических и информационных технологий. 2020 год показал, насколько важна в дистанте опора на фундамент, которого, как раз и не было в официальной системе. То, что предложено и продолжает предлагаться сегодняшними чиновниками, часто не имеет ни научного основания, ни даже просто здравого смысла.
Наиболее массовой и востребованной инновацией стали разработанные Научной школой Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады [6]. С 1998 года проведено более 700 олимпиад, в которых приняло участие более 250 тыс. учащихся 1-11 классов.
Разработанная модель эвристических олимпиад позволяет реализовывать и развивать креативные, когнитивные, оргдеятельностные, коммуникативные, ценностно-смысловые качества личности школьников.
Кроме олимпиад, на основе интеграция педагогических и телекоммуникационных технологий, нами разработана система форм дистанционной деятельности, обеспечивающая принципиально новый тип образования – распределённого. Человек обучается не только в кирпичных стенах своей школы, но с помощью ИКТ-технологий – в любых виртуальных средах на основе телекоммуникаций.
Сама Научная школа ведёт свою деятельность распределённо.
5. Компетентностный подход
Концепцию компетентностного подхода А.В. Хуторской разработал в 2002 году по поручению руководителей ВНИКа Э.Д. Днепрова и В.Д. Шадрикова. Данная концепция оказалась самой востребованной среди аналогичных, особенно в вузах. Разработанный компетентностный подход, привлёк наибольшее внимание педагогической общественности. Только на одну концептуальную статью, опубликованную в 2003 году [7], Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) показывает более 3000 цитирований. Между тем, проблематика компетенций в общем и профессиональном образовании не исчерпана. Наоборот, данное направление остаётся одним из приоритетных. Перечень исследовательских проблем содержится в изданиях нашей Научной школы [8; 9].
6. Метапредметный подход
Метапредметным подходом А.В.Хуторской начал заниматься с 1980-х годов, с фундаментальных констант, которые характеризуют основы мира. Педагогические основы учебных метапредметов разработаны и реализованы в 1990-х годах [10]. Первые учебные метапредметы «Числа», «Мироведение» создавались и экспериментально проводились с учениками в 1992-1996 годах [11; 12], задолго до того, как в 2008 году метапредметность ввели в стандарты их составители, допустив ряд ошибок.
В связи с включением метапредметности в общеобразовательные стандарты для школ, данная проблематика получила новую актуальность. Выработанный Научной школой А.В.Хуторского метапредметный подход состоит в следующем.
1). Метапредметные образовательные результаты базируются на метапредметном содержании образования и метапредметной деятельности учеников.
2). Метапредметное содержание концентрируется вокруг фундаментальных образовательных объектов (ФОО), которые присутствуют в учебных предметах и являются основой соответствующих метапредметов (метапредметных тем).
3). Метапредметная деятельность не сводится к общеучебной деятельности, как это заявлено в нынешних ФГОСах. Метапредметная деятельность всегда стоит «за» предметной. Например, деятельность, которая называется «наблюдение», является метапредметной по отношению к такими предметными деятельностями, как естественнонаучное наблюдение, литературное наблюдение, историческое наблюдение.
4). Метапредметная деятельность опирается на предметную деятельность. Учебные метапредметы и их объекты связаны с учебными предметами, они находятся «за» ними. Например, математический образовательный объект «функция» и литературный образовательный объект «поступок» могут иметь общий метапредметный объект «зависимость».
5). Диагностике и оценке подлежат два типа метапредметных результатов: а) внешние образовательные результаты (продукты) учеников; б) их внутренние личностные изменения (УУД, ЗУНы, компетентности, способности).
7. Политика и управление образованием
Сегодняшнее управление и политика в образовании деформированы. Они служит не образовательным потребностям людей, а чему-то другому. Классические работы по управлению образованием забыты и никак не влияют на то, что делают сегодняшние чиновники. Достаточно почитать в «Народном образовании» статьи М.М.Поташника, одного из последних могикан-управленцев, чтобы увидеть хаос и произвол, который творится на уровне нынешних управленцев.
В качестве примера приведём 7 управлеческих ошибок в организации дистанционного образования. Задача научной школы - анализировать существующую систему управления образованием, выявлять её ошибки и предлагать их решения, опираясь на человекосообразный вектор развития образования.
Сноски:
[1] Хуторской А.В. Методология педагогики : человекосообразный подход. Результаты исследования: Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2014. — 171 с. (Серия «Научная школа»).
[2] Хуторской А.В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – Спб.: Питер, 2019. – 608 с.
[3] Хуторской А.В. Тезаурус человекосообразного образования : Научное издание. - М.: Эйдос. - 2015. - 51 с.
[4] Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
[5] Эвристическое обучение. В 5 т. Т.1. Научные основы. Т.2. Исследования. Т.3. Методика. Т.4. Интернет и телекоммуникации. Т.5. Уроки / под ред. А. В. Хуторского. — М.: ЦДО «Эйдос», 2010-2020. (Серия «Инновации в обучении»).
[6] Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Элит-полиграф, 2008. – 344 с.
[7] Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – №2. – С.58-64.
[8] Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.;
[9] Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»)
[10] Хуторской А.В. «Стихии мира» в экспериментальном метапредмете «Мироведение» // Частная школа. – 1992. – № 2. – С. 18-29.
[11] Хуторской А.В. Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. – Черноголовка, 1993. – 70 с.
[12] Хуторской А.В. Метапредмет «Числа»: Экспериментальный интегрированный курс. – Черноголовка, 1994. – 68 с.
Деятельность Научной школы
В проведении исследований Научной школы, реализации их результатов участвуют Российская академия образования, Институт образования человека (eidos-institute.ru), Центр дистанционного образования «Эйдос» (eidos.ru), а также около 2 тыс. школ России.
Ежегодно учреждения Научной школы проводят:
- для учащихся: около 50 дистанционных эвристических олимпиад, около 40 дистанционных конкурсов и предметных недель, 2 очных и 2 дистантных конференции для школьников "Эйдос", школьные образовательные туры в Москву и Санкт-Петербург;
- для педагогов соискателей, учёных: около 200 дистанционных курсов, порядка 10 дистанционных конкурсов, более 50 очных конференций и семинаров.
Расписание всех мероприятий на каждый учебный год публикуется.
Повышение квалификации педагогов
Научная школа осуществляет повышение квалификации педагогов в области освоения ими способов реализации ФГОС с позиций человекосообразности. Многие инновации Научной школы, такие как компетентностный и метапредметный подходы, технологии личностной ориентации обучения, вошли в содержание ФГОСов.
Конференции и семинары – проводятся несколько раз в год на базе Института образования человека в Москве, Санкт-Петербурге и в других городах.
Участники: школьные учителя, педагоги колледжей и вузов, воспитатели, методисты, завучи, управленцы образования, соискатели, учёные, авторы учебников.
Дистанционные курсы повышения квалификации – проводятся с 1998 года по расписанию и на заказ. В каталоге – более 500 дистанционных курсов на 72 ч. Проводятся также Программы профессиональной переподготовки от 250 ч.
Участники: учителя, педагоги дошкольного, дополнительного образования, администраторы. На дистанционных курсах Научной школы прошли подготовку около 15 тыс. педагогов.
Занятия проводятся по оргдеятельностной технологии Научной школы. Участники создают собственные разработки, получают учебные материалы, комментарии ведущего курса, знакомятся с разработками коллег. Для занятий достаточно электронной почты.
Дистанционные педагогические конкурсы – проводятся для учителей на темы: «Творческий учитель года», «Моя учебная программа по ФГОС», «План-конспект урока по ФГОС», «Моя презентация к уроку», «Мой открытый урок», «Метод проектов на моих уроках», «Современный урок по ФГОС», «Внеурочное занятие по ФГОС», «Моя система оценки по ФГОС», «Творческая работа моего ученика», «Моя статья», «Методическая копилка».
Научно-методическая поддержка школ
В ряде школ под руководством представителей Научной школы ведутся системные исследования, проводятся выездные семинары на заказ (eidos-institute.ru/seminars), внедряются и отслеживаются разработанные инновации. Учителя-экспериментаторы участвуют в очных и дистанционных конференциях Научной школы, Интернет-педсоветах, публикуют результаты своих исследований в изданиях Научной школы.
Ведётся несколько направлений педагогического эксперимента, в том числе практико-ориентированные: «Эвристика на уроках», «Компетенции на уроках», «Интернет на уроках», «Исследования на уроках», «Разработка урока по ФГОС», «Программа развития УУД», «Защита учениками творческих работ», «Диагностика и оценка образовательных результатов».
Учителям и образовательным учреждениям Научная школа предлагает научно-методические услуги: помощь в разработке, экспертизе и реализации образовательных программ, проведении и анализе экспериментальных уроков, дистанционное обсуждении опыта, выдача Свидетельств и Сертификатов для аттестации, получения грантов и др.
Подготовка научных кадров
Обучение научному творчеству происходит одновременно с самим научным творчеством.
Формы подготовки научных кадров: очные и дистанционные конференции, семинары, веб-форумы научной школы, дистанционный Учёный совет Института образования человека, на заседаниях которого обсуждаются диссертационные исследования, программы, методики, другие разработки.
Для соискателей предоставляются услуги: отзывы на авторефераты, рецензии, экспертные заключения, научное руководство, оппонирование, публикация статей.
Учителя-экспериментаторы участвуют в реализации Программ Научной школы, в очных и дистанционных конференциях, публикуют результаты своих исследований в изданиях Научной школы.
Публикации: Научная школа публикует статьи, сборники трудов, электронные и бумажные издания в издательстве «Эйдос», выпускает периодические издания Интернет-журнал «Эйдос», Вестник Института образования человека, ведёт общедоступные электронные рассылки (33 тыс. подписчиков).
Награды
Научная школа учредила Медаль Сократа, которой награждаются педагоги, учёные, внесшие значительный вклад в разработку её научных основ и творческую самореализацию учащихся.