Концепция научной школы А.В. Хуторского
Что такое научная школа?
Научную школу мы понимаем как инструмент развития науки, средство подготовки научных и педагогических кадров, реализующих и развивающих определённую научную концепцию. Это не архивные материалы, а живой развивающийся организм.
Каковы признаки научной школы в области педагогики? Опираясь на проведённые исследования, мы определили их так:
- Наличие системы идей либо концепции, направленной на решение актуальной научно-практической задачи. Вокруг этих идей осуществляется деятельность всей научной школы.
- Системообразующая деятельность научного лидера: организационное, финансовое, кадровое обеспечение исследований, направленное на развитие и преемственность положений научной школы.
- Общность научных интересов представителей научной школы, принятие ими в качестве основы своих исследований проблематики научной школы.
- Социальная и научная востребованность продуктов деятельности научной школы.
- Наличие экспериментальной базы для педагогических исследований и инноваций.
- Наличие системы подготовки научных кадров через их включение в научную деятельность по реализации программы научной школы. Проведение конференций, семинаров научной школы, публикация трудов.
- Научная значимость разработок научной школы. Признание научных результатов школы отечественными и зарубежными специалистами.
Наша Научная школа соответствует каждому из этих признаков.
Миссия Научной школы
Что собой представляет Научная школа человекосообразного образования?
Прежде всего, это научное течение. В его основе – идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей. Основоположниками данной идеи выступают античные учёные, прежде всего, Сократ. Предтечей человекосообразности стала природосообразность Я.А. Коменского, работы педагогов-гуманистов Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, философов русского космизма, таких, как Н.Ф. Фёдоров, Вл.С. Соловьев, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.А. Бердяев, Д.Л. Андреев, Н.А. Умов и др. Свою лепту в научное течение вносят и современные учёные.
Философия русского космизма – комплексное учение о взаимодействии человека и мира. Создатели этой философии - учёные с мировыми именами, имеющие достижения в самых разных сферах научной, культурной, религиозной и общественной жизни.
Одна из идей, объединяющая учения русских философов-космистов – вселенский масштаб предназначения человека. Микрокосм человека потенциально тождественен и подобен макрокосму. Русский космизм определяет человеку его предназначение: вселиться в свой дом – Вселенную. Это вовсе не означает, что ему необходимо сесть в ракету и полететь в космос. С педагогической точки зрения вселиться своим внутренним миром во внешний можно в собственной деятельности, создавая творения, необходимые окружающему миру и реализующие твой потенциал. Отсюда следует творческий смысл образования, его креативная развивающая сущность.
Русский космизм не случайно создан на почве славянской культуры, в основе которой лежит солнечный календарь, определяющий не только праздники и обряды, но и образ жизни человека в соответствии с космическим миропорядком. Славянская мифология не менее значима, нежели греческая или римская, и должна занять своё место в базовом образовании российского человека.
Главная идея Научной школы – это идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей. Введённый нами принцип человекосообразности образования устанавливает главную задачу образования – выявить, раскрыть и реализовать заложенный в человеке потенциал.
Миссия Научной школы: обосновать возможности и условия самореализации человека в системе его образования; воплотить принцип человекосообразности образования в науке и практике образования, т.е. привести смыслы, цели, содержание образования в соответствие внутренней предназначенности человека.
Цели Научной школы: проектирование, реализация и исследование человекосообразного типа образования.
Задачи, поставленные Научной школой:
- Привести образование в соответствие предназначению человека.
- Сделать образование средством самореализации и саморазвития человека.
- Помочь реализовать себя учащимся, педагогам, учёным, научить их быть успешными в своей деятельности.
Слоган Научной школы: «Открой в себе лучшее!».
Законы педагогики
Педагогический закон – категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся педагогических явлений. В Научной школе А.В. Хуторского обоснованы 5 общих законов педагогики.
Первый закон педагогики: Закон самореализации человека. Согласно данному закону смысл образования человека состоит в его самореализации по отношению к заложенной в нём миссии.
Второй закон педагогики: закон наследования рода человеческого. Человек – воплощение своего рода – конкретного протяженного во времени исторического организма, включающего жизни его предков. Каждый человек есть наследник своего рода, своего народа, всего человечества. Данный закон педагогики гласит: образование каждого ученика влияет на образование и наследование его рода.
Третий закон педагогики: закон воспроизводства и приращения культуры. Каждое новое поколение не только наследует культуру, но и развивает её. Продуктивность образования имеет статус закона, согласно которому каждый человек через своё образование актуализирует развитие новых культурных ценностей и достижений. Закон педагогики: образовательный результат ученика определяет воспроизводство и приращение культуры. Следствием данного закона выступает принцип продуктивности образования: любой образовательный результат ученика оформляется как продукт его деятельности. По внешним качествам продукта диагностируются и оцениваются личностные качества и приращения ученика.
Четвёртый закон педагогики: закон благосостояния и счастья людей. Задача образования – привести человека к личному счастью и счастью всех людей. Закон педагогики заключается в достижения счастья всех людей через счастье каждого. Педагогический закон звучит следующим образом: основным показателем успеха образования выступает уровень счастья учеников, который зависит от направленности педагогического процесса. Школа согласно этому закону является местом счастья для учеников.
Пятый закон педагогики: закон Вселенской предназначенности образования человека. Миссия человека предопределена самой Вселенной, её глобальным мировым запросом. Закон педагогики гласит: включение в педагогический процесс вселенского масштаба задач связывает целевые ориентиры ученика со вселенским смыслом его деятельности. Образованию каждого человека относится к образованию всей Вселенной.
Источник: Хуторской А. В. Педагогика: Учебник для вузов. — 2-е изд. [Электронное издание]. — М.: Эйдос, 2023. — 608 с.: ил. — (Серия «Высшее образование»). - С.136-138.
Принцип человекосообразности
Одной из ключевых проблем образования является противоречие между его социальной обусловленностью и человеческой предназначенностью. Для решения данного противоречия в педагогику и методологию образования нами введён принцип человекосообразности образования:
Образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру.
Это основной методологический принцип проектирования и реализации образования человека с позиций нашей Научной школы. Его воплощение – предмет деятельности и условие востребованности результатов Научной школы любым человеком и всем человечеством.
Принцип человекосообразности как основу проектирования и организации образования ввёл А.В. Хуторской в 1990 году.
Принцип самореализации
По отношению к образованию человека ведущим принципом Научной школы выступает принцип самореализации:
Образование человека проектируется и организуется для его самореализации - выявления и развития его способностей, талантов, предназначения.
Принцип самореализации как основы образования ввёл А.В. Хуторской в 1997 году.
Основные положения Научной школы:
- Человек – творец.
- Человек – неисчерпаем. Его возможности безграничны.
- Человек потенциально равновелик миру, Вселенной.
- Миссия человека – самопознание и самореализация по отношению к себе и миру.
- Смысл образования человека – реализация его возможностей.
Каждое из этих положений – элемент исходной системы проектирования и реализации образования человека. Указанные положения определяют условия образования человека в соответствии с окружающим миропорядком и его собственной миссией.
Принципы образования человека
- Образование – процесс и результат образовЫВания человека.
- Цели образования следуют из миссии ученика по отношению к себе и миру.
- Образование есть деятельность ученика по созданию востребованных образовательных результатов - продуктов.
- Целеполагание и рефлексия – управляющие элементы образовательного процесса.
- Содержание образования – среда для самореализации человека.
- Компетентностный подход – договор между социумом и человеком.
- Результат образования – внутренние и внешние приращения ученика.
Миссия ученика
Введённое нами понятие «миссия ученика» означает:
- внутренне заложенное предназначение, смысл обучения;
- источник целей обучения;
- обобщённый образ результата.
Школа, предметы, уроки, вся система образования – это всё средства реализации миссии ученика, соотнесённой с ожиданиями заказчиков образования.
Заказчики образования
Данный термин включён нами в Доктрину образования человека из необходимости обеспечения прав на определение стандартов образования со стороны всех его участников.
Основные группы заказчиков образования:
- сам человек;
- его семья, род, народ (этнос);
- социум, страна, мир;
- человечество;
- Вселенная.
Самореализация ученика – это воплощение его миссии в соотношении с комплексным образовательным стандартом, который составляется на основе ожиданий всех групп заказчиков образования, а не только чиновников.
Модель образования человека
На схеме 1 изображена модель образования человека, основанная на учениях русских космистов о миссии человека: вселиться в свой дом – Вселенную.
Схема 1. Модель образования человека
Человек изучает и познаёт окружающий мир, созидая образовательные продукты. В результате он осваивает внешний мир, вселяется в него. На основе рефлексии (R) происходит фиксация внешних и внутренних новообразований. Человек образуется внутренне; мир пополняется продуктами его деятельности.
Предложенная модель базируется на пяти выявленных нами ключевых стремлениях человека: познавать, создавать, организовывать. взаимодействовать, находить смысл и определять ценности. Каждое из стремлений выражается через соответствующие ключевые образовательные деятельности человека:
- Познание (мира и себя).
- Созидание (мира и себя).
- Взаимодействие (с миром и собой).
- Организация (своей деятельности).
- Самореализация (миссия).
Каждая ключевая деятельность имеет в своём составе соответствующие универсальные образовательные деятельности и компетенции:
1) когнитивные (познавательные);
2) креативные (творческие);
3) коммуникативные (очные + ИКТ);
4) организационные (методологические);
5) ценностно-смысловые (мировоззренческие).
Данная классификация служит основанием для создания перечней универсальных учебных деятельностей и действий (УУД), функциональных грамотностей и компетенций.
В нынешней версии образовательных стандартов (ФГОС) отсутствует группа креативных УУД, а вместо ценностно-смысловых УУД употребляется термин «личностные», хотя, если ученика считать личностью, то все его деятельности являются личностными. Ошибки нынешних стандартов нужно исправить.
Компетенции и компетентности (по А.В. Хуторскому)
Компетенция — отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность — владение, обладание учеником соответствующей компетенцией (личностное качество), включающее его отношение к ней и предмету деятельности; это уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика, включающее его минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
P.S. Мы не рекомендуем использовать "концепцию" функциональных грамотностей австралийской компании Pisa, где перепутаны грамотности, компетентности и мышления без каких-либо общих оснований и без научного обоснования их видов. В подходе, разработанном нашей научной школой функциональная грамотность - атрибут любой деятельности любого человека в любом возрасте и статусе.
Статьи с научно-обоснованными видами функциональной грамотности опубликованы в журнале "Эйдос", а также в отдельном издании.
Труды Научной школы
Концепция Научной школы реализована в теоретическом, методическом, учебном уровнях и продолжает развиваться. Приведём несколько изданий.
Хуторской А.В. Концепция Научной школы человекосообразного образования : Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. — 24 с. (Серия «Научная школа»).