31 августа 2018
Советы для учителей - участников проектов Научной школы А.В. Хуторского
Учителям Эвристических классов и других проектов Научной школы.
Обращение Андрея Викторовича Хуторского.
31.08.2018 г.
Уважаемый учитель!
Поздравляю Вас с новым 2018-2019 учебным годом! Рад, что мы с вами начинаем его вместе – в качестве участников инновационного проекта нашей Научной школы.
На что предлагаю обратить ваше внимание в начале учебного года?
1. Рефлексия детьми лета.
Анализ лета необходим, чтобы ученики поняли роль и место вашего предмета в своей жизни. На ваш предмет у них должен быть спрос! Покажите его – ваш предмет воспоминаниями детей, их размышлениями и произведениями.
Важно дать ученикам увидеть себя, свой мир, определить, где в их мирах есть часть, в которой вы выступаете проводником как учитель. Они – дети, должны быть с вами, а вы – с ними. На одной волне. Таково условие дальнейшего качества происходящего образования.
Как составить хорошее рефлексивное задание про лето? Об этом мы будем говорить на наших дистанционных курсах в ходе проекта. А сейчас поработайте самостоятельно.
2. Образ учебного предмета.
Знаете, как пишут иконы? Изображение рисуется всё сразу. Не кусочками от одного угла к другому, а весь образ создаётся. Также и вам в начале года нужно помочь детям почувствовать образ всего учебного предмета, самоопределиться по отношению к нему и приступить к постижению того, что им будет нужно.
Образ учебного предмета – это не мудрёные объяснения и лекции. Постарайтесь вообще поменьше говорить на уроках. Предоставьте эту возможность ученикам.
Образ предмета покажите через его точки удивления, ключевые проблемы, загадки, перспективы. Выберите реальный объект - фундаментальный для вашего предмета; дайте детям его изучить, взаимодействовать с ним, а результаты представить в виде продукта: описания, рисунка, сочинения, поделки.
Образ вашего учебного предмета познаётся также через его ключевые деятельности. Каковы они в вашем предмете? Вы уверены? Тогда предложите в начале года ученикам выполнить все эти ключевые деятельности. Чтобы они понимали, что их ждёт, что будут делать. Не забудьте дать ученикам возможность отрефлексировать то, как они эти деятельности выполняли, какие были этапы, что у них получалось, как преодолевались трудности.
3. Целеполагание ученика.
Зачем была нужна рефлексия лета и образ учебного предмета? Чтобы ученики определили свои цели по отношению к изучаемой дисциплине. Если таких целей у них не будет, вы потеряете мотивацию детей. Поэтому начните с коротких заданий ученикам по их целеполаганию.
Какими должны быть эти задания, и как из них затем будет выстраиваться индивидуальная образовательная программа, мы будем разбираться в ходе проекта. Сейчас лишь скажу, что одной образовательной траектории у ученика нет, у него их множество и в разных направлениях.
Задайте вопросы в нашей группе поддержки для учителей в соцсети ВКонтакте. В неё вас пригласят, когда у школы будет заключён договор на участие в проекте.
Если ваша школа ещё не участвует в проектах, предложите своему руководству прислать предварительную заявку и обсудить все условия.
В настоящее время мы проводим следующие проекты:
Наша Научная школа обеспечивает научно-методическое сопровождение проектов, диагностику и оценку образовательных приращений детей. Участие в проектах значительно продвигает учащихся в их развитии и самореализации, делает их учёбу наполненной смыслом и радостью. Учителя повышают свою квалификацию, растут как профессионалы, гордятся своей работой.
С уважением,
Андрей Викторович Хуторской,
докт. пед. наук, чл.-корр. РАО,
директор Института образования человека (Москва)